Инструктор по физической культуре Шамардина Елена Николаевна

Развитие быстроты и ловкости у старших дошкольников в подвижных играх

Тема: «Развитие быстроты и ловкости у старших дошкольников в подвижных играх»

Ловкость занимает значитель­ное место в управлении многими движениями. В играх, когда вне­запно складывается непривыч­ное сочетание разных движений, требуется проявление быстроты реакции и ловкости. На протяже­нии дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения, которые нужно укреплять и совершенствовать. Одним из таких средств являют­ся подвижные игры. Сами по себе они еще не гарантируют развитие физических качеств, поэтому важно их правильно планировать, систематически проводить в разных видах дея­тельности и включать элемент новизны в те движения, которы­ми дети уже владеют. Например, в бег по прямой можно включить поворот кругом по сигналу, уве­личить количество водящих в иг­ре, добавить остановку по сигна­лу и взаимодействие детей в па­ре. Ловкость также улучшается, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.

Специалисты в области физи­ческой культуры Э.Я. Степаненкова, М.М. Конторович, Л.И. Ми­хайлова, Т.И. Осокина рекоменду­ют разнообразные методические приемы, повышающие проявле­ние двигательной координации, ловкости. Э.Я. Степаненкова вы­деляет следующие.

1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, си­дя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движе­ния), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать). Это хорошо использовать в иг­рах-эстафетах, где развиваются и скоростные качества.

2. Изменение скорости или темпа движений, введение раз­ных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов. Это можно исполь­зовать в сюжетных подвижных играх.

3. Смена способов выполне­ния упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом. Для этого подойдут подвижные игры с мячами разного размера.

4. Использование в упраж­нениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в про­странстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требую­щими разносторонней коор­динации и тонких мышечных ощущений. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски; катать и бро­сать обычный резиновый мяч или более тяжелый набивной.

5. Выполнение согласованных действий несколькими участни­ками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнял, повороты, наклоны, прыжки; по 3—4 детей, держась за один большой обруч или длинным шест: поднимать его вверх, опус­кать, приседать с ним, накло­няться, класть на пол и брать; всей группой, держась за длин­ную веревку).

6. Более сложные сочета­ния основных движений. Мож­но использовать такие игры, как: «Не задень», включив бег «змейкой», обегая кубики, дере­вья; «С кочки на кочку», перепры­гивая на ходу неширокую канав­ку, доставая в прыжке до мяча или’ ветки; «Пролезь в обруч» — хо­дить по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, поворотом, перешагива­нием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными дви­жениями рук; «Коршун и цып­лятки» — согласованность всех детей, усложнение: включить вто­рого коршуна или наседку и т.д.

7. Усложнение условной иг­ры. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих лен­точки двух цветов, и «ловишки» выдергивают ленточки только определенного цвета; один —I синие, второй — желтые. В игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя, перед тем как ло­вить, должен подлезать под дугу.

Перечисленные выше способы  развития ловкости доступ­ны дошкольникам. Предпочте­но при выборе игры следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу.

Ловкость сочетается со способностью сохранять устой­чивое положение тела в разно­образных движениях и позах. С этой целью используются игры, в которых приходится прикладывать усилие, чтобы сохранить равновесие. При этом не следует стремиться прини­мать неподвижные положения, а, напротив, более полезны на­меренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение.

Игры на развитие и совер­шенствование ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного вни­мания. Их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому их прово­дят непродолжительное время и в начале двигательной деятель­ности. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как: «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

Важное значение имеют от­бор содержания и планирование игр на развитие ловкости. Рас­кроем главные требования:

— разнообразие игр по сюжету по двигательному содержа­нию, по степени двигательной активности детей в игре;

— включение игр, предусматри­вающих использование раз­нообразного оборудования и атрибутов, в том числе и нетрадиционного, например кубиков для йоги, мягких мо­дулей, природного материала (морские камешки, шишки, косточки авокадо, каштаны, желуди);

— преемственная связь двига­тельного содержания игр с за­дачами занятия;

— наличие вариантов усложне­ний с тем, чтобы навыки и качества могли совершенство­ваться.

При отборе игр необходимо опираться на возрастные осо­бенности и двигательный опыт, уровень развития физических качеств. Следует включать в большей степени те игры, в со­держании которых отрабатыва­ются наиболее слабо развитые физические качества детей той или иной группы, как правило, это ловкость, быстрота. Нуж­но четко определиться, какие основные движения формиру­ются, какие совершенствуют­ся в данной возрастной группе, учесть возрастные особенности и планировать игры в соответ­ствии с программным содер­жанием занятий по физической культуре.

Планируя игры, обращать вни­мание на то, какие двигательные действия освоены детьми и в какой степени. Так новые дви­жения, изученные на занятии, закрепляются в играх в повсе­дневной деятельности, а дви­жения, находящиеся на этапе закрепления, отрабатываются в играх-эстафетах (пример плани­рования дан в приложении).

Например, на занятии детей обучают ползанию по скамье или подлезанию под скамью, что способствует развитию силы, ловкости, значит, педагог плани­рует игру, где используются раз­личные виды ползания, подлезания, тем самым упражняя детей в новом движении. Позднее эти движения будут совершенство­ваться в играх-эстафетах.

Важно, чтобы в план были включены игры разной степени подвижности. Комплекс подвиж­ных игр и эстафет составляется таким образом, что подвижные игры на каждой неделе разви­вают преимущественно какое- либо качество. Он включает в себя принцип систематичности подбора игр, в который входят взаимосвязь знаний, умений и навыков детей, регулярность, планомерность, непрерывность в процессе игровой деятельности.

Все игры подбираются с уче­том индивидуальных возможно­стей детей, которые были полу­чены путем диагностирования их физических качеств, опреде­ления группы здоровья. Эстафе­ты и подвижные игры планиру­ются как на занятиях, так и вне занятий для закрепления и совер­шенствования движений и физи­ческих качеств, причем не только быстроты и ловкости. Содержа­ние игр-эстафет зависит:

— от возрастных особенностей и уровня подготовки играющих;

— размеров зала, площадки;

— времени года;

— наличия необходимого физ­культурного оборудования.

Если не учитывать все требо­вания к подбору и планированию игр и эстафет, добиться поло­жительного эффекта довольно сложно. Сколь много не проводи­лось бы подвижных игр, но если отсутствуют система и преем­ственная связь, сформированные навыки и качества быстро утра­чиваются, при этом обеспечива­ется только потребность ребенка в движении и приобретается од­нообразный двигательный опыт.

Весь игровой материал дол­жен быть распределен в опреде­ленной последовательности, с учетом сложности движений и индивидуальных физических ка­честв детей. За основу взяли то объем подвижных игр, который рекомендован основной образо­вательной программой и допол­нен самостоятельно разработан­ными играми.

Подбор и планирование по­движных игр зависят от условий работы группы: общего уровня физического и умственного развития детей, двигательных умений каждого ребенка, его ин­дивидуальных типологических особенностей, времени года, осо­бенностей режима, места прове­дения, интересов детей и т.п.

Для повышения интереса де­тей к играм можно включать и тематические досуги, посвящен­ные разным видам спорта, Олим­пиаде, использовать музыкаль­ное сопровождение на занятии, чтобы поддерживать положи­тельные эмоции и дополнитель­ный интерес.

Досуги на основе подвижных игр в старшем дошкольном воз­расте должны быть направлены на поэтапное развитие двига­тельных качеств и преимуще­ственно быстроты и ловкости. На протяжении всего процесса обучения в группе должны со­здаваться условия для игровых действий. Во время проведения подвижных игр важно поддержи­вать радостную и непринужден­ную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие.

Как бы хорошо ни сплани­рованы были игры, без умелого руководства со стороны педагога положительный результат невоз­можен. Поэтому немаловажное значение имеют и методы руко­водства игрой. Для лучшего по­нимания игрового сюжета педа­гог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблю­дения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий, спорт­сменов, просматривает слайды, видео, проводит познавательные беседы. Значительное внимание уделяется подготовке атрибутов игры: изготовлению их вместе с детьми или в их присутствии.

Игра может быть проведе­на со всеми детьми или с не­большой группой. Педагог ва­рьирует способы организации игр в зависимости от их струк­туры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игро­вых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмо­ционально в течение несколь­ких минут. В ходе ее объяснения ставится игровая цель, способ­ствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, объ­ясняются и показываются основ­ные виды движений, указывается местоположение играющих, им раздаются игровые атрибуты с использованием пространствен­ной терминологии.

Воспитатель не должен от­влекаться на замечания детям. С помощью вопросов он про­веряет, как дети поняли игру. Кроме того, для формирования мотивации детям говорится о том, какое физическое качество развивает у них эта игра. Сюжет игры обусловливает действия детей. Если в младших группах дети отражают в играх простей­шие сюжетные ситуации: летают, как бабочки, птички, скачут, как лошадки, прыгают, как зайчи­ки, то в старшем возрасте дети воспроизводят более сложные жизненные явления, связанные со сказочным сюжетом, героями или профессиями.

Часто игры на развитие ловко­сти, как и другие, предполагают бег с увертыванием и потому ча­сто бывают сюжетными, сопро­вождаются текстом, например: «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «Мыше­ловка», «Два Мороза», «Космо­навты», «Хитрая лиса» и др.

Бессюжетные игры требу­ют от детей большей самосто­ятельности, быстроты и ловко­сти движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игро­вые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного дви­гательного задания. Условия вы­полнения такого задания опреде­ляются правилами. В основе та­ких игр лежит выполнение опре­деленных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами. К бессюжетным от­носятся игры, в которых нет об­разов, но налицо игровые зада­ния, правила и взаимодействие всех участников: «Ловишки», «Перебежки», «Пятнашки» и др.

Руководство воспитателя по­движной игрой состоит в рас­пределении ролей. Водящего педагог может назначить сам, выбрать с помощью считалки, предложить детям самим вы­брать водящего. Затем попросить объяснить, почему они выбрали именно этого ребенка; он может взять ведущую роль на себя, или же выбрать того, кто желает быть водящим. При распределении ролей воспитатель также учиты­вает степень сформированности тех или иных качеств.

В ходе игры педагог следит за выполнением правил, тщательно анализирует причины их нару­шения. Педагог должен следить за движениями, взаимоотноше­ниями, нагрузкой, эмоциональ­ным состоянием ребенка в игре.

Поскольку физические каче­ства нуждаются в постоянной тренировке, а без постоянного усложнения задачи навык лег­ко утрачивается, воспитатель большое внимание уделяет вари­антам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физи­ческие задачи, совершенствовать  движения, психофизические ка­чества ребенка. Педагог подби­рает игры разной степени слож­ности, постепенно усложняет правила, повышает требования к исполнению, интонационно маркирует интервал подачи сиг­нала. Также воспитатель может изменить расположение детей и физкультурных пособий в иг­ре; выбрать несколько водящих; включить правила, требующие совершенствования физических качеств детей.

Примеры подвижных игр на развитие быстроты и ловкости с усложнениями
для детей 6—7 лет

«Кто скорее добежит до флажка»

5—6 детей встают на одной / стороне площадки. На противо­положной стороне (расстояние 12—15 м) на скамейках (стульях) Г лежат флажки. По сигналу «Раз,

два, три — беги!» дети бегут к флажкам и поднимают их. От­мечается тот, кто сделал это пер­вым. Затем ребята идут на место, выходят следующие 4—5 детей.

Усложнение: в игру включить преодоление препятствий — подлезть под веревку, пролезть в обруч, пройти по скамейке. В процессе игры физическая нагрузка часто изменялась. Учи­тывая то, что перевозбуждение является признаком нагрузки как в физическом, так и в психиче­ском плане, мы обращали вни­мание на структуру проведения игр, которая вместе с их прави­лами рассматривалась нами как целесообразное чередование ак­тивных действий с отдыхом.

«Хитрая лиса»

В процессе игры упражнять детей в быстром беге, лазанье, спрыгивании; развивать наблю­дательность, выносливость.

Дети становятся в круг, руки за спиной. Водящий, идя по кругу, незаметно кладет в руки ребен­ка игрушку лисички. По сигна­лу «Хитрая лиса, где ты?» (дети произносят 3 раза) лиса (ребенок с игрушкой) вбегает в круг и го­ворит: «Я здесь!» После этих слов дети разбегаются, а лиса ловит их. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — в круг быстрей беги!» дети становятся в круг. Игра по­вторяется. (Убегая от лисы, дети могут залезать на гимнастиче­скую лестницу, скамейку.)

Усложнение: дети закрывают глаза, а водящий, идя по кругу, дотрагивается рукой до ребенка, который и будет «хитрой лисой».

Правила: лиса выбегает в круг только после третьего вопроса и начинает ловить после слов: «Я здесь!» Играющий, до кото­рого дотронулись, считается пой­манным.

Игры с элементами соревно­вания требуют правильного педа­гогического руководства ими, ко­торое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хо­рошо владеть двигательными на­выками (лазаньем, бегом, прыж­ками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип выступает основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятель­ность детей: при проведении ито­гов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отно­шению к самому себе. «Кто бы­стрее?», «Кто выше?», «Кто ско­рее пролезет через обруч к флаж­ку?» — эти игры можно провести с усложнениями, например: кто быстрее пролезет через пред­меты, или донесет, не уронив предмет, кто выше прыгнет, чем высота предмета, или кто скорее пролезет через обруч к флажку, преодолевая препятствия «через ручек», дотронется до предмета.

Игры с элементами соревно­вания используются для закреп­ления и совершенствования дви­гательных навыков и физических качеств. Объясняя игры с элемен­тами соревнования, педагог уточ­няет правила, условия соревнова­ния, выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игро­вых заданий, которые предполага­ют не только скоростное, но и ка­чественное их выполнение. Пра­вильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремле­ние к совершенствованию.

Этапы организации подвиж­ных игр на развитие ловкости определяются следующим алго­ритмом:

— формирование базы опреде­ленных физических качеств и движений (в данном случае ловкости и быстроты) на осно­ве разработанных комплексов подвижных игр с учетом программных требований иподбора к каждой подвижной игре речевого и двигательного материала;

— построение системы подвижных игр на ловкость с учетом сложности движений и физи­ческих возможностей детей ипринципа последовательности;

— применение вариантов игр, где за основу берется тот объем подвижных игр, который рекомендован программой, но  может быть существенно дополнен за счет народных игр  данной местности или края,  самостоятельно придуманных  детьми и взрослыми, комбинации знакомых игр;

— использование атрибутов (шапочки, маски, костюмы), ко­торые бы решали задачи фор­мирования мотивации к дея­тельности.

В результате применения по­движных игр на развитие ловко­сти и быстроты у детей старшего  дошкольного возраста может существенно повыситься уровень развития данных качеств при условии, если:

— подвижные игры будут разно­образны и включать движения на развитие разных видов лов­кости и варианты усложнений; 

- последовательно спланиро­ваны в комплексе с другими видами игр и закреплены в разных видах двигательной деятельности: на физкультур­ных занятиях, гимнастике иг­рового характера, динамиче­ских паузах и играх на прогул­ках, досуговой деятельности; 

- методы руководства подвиж­ными играми на развитие лов­кости будут способствовать стимулированию двигатель­ной деятельности, учитывать индивидуальные особенности детей, их двигательный опыт, состояние здоровья, заинтере­сованность и др.

Широкое использование по­движных игр оказывает влия­ния как на уровень овладения двигательными умениями, так и повышает степень – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, позволяет добиться более гармоничного физического развития детей. Хочется, надеется, что опыт проведенной работы и вышеперечисленные рекомендации будут с успехом использованы специалистами дошкольных образовательных организаций для развития и совершенствования ловкости у дошкольников, а значит и для сохранения и укрепления их физического здоровья.

Литература:

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М., 2001.

Тохтарова Э.Э. Подвижные иг­ры как средство физического раз­вития детей среднего дошкольного возраста // Инновационные педаго­гические технологии: Материалы VI Междунар. научной конференции (г. Казань, май 2017).

25 ноября 2022 в 19:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.