Инструктор по физической культуре Шамардина Елена Николаевна
Развитие быстроты и ловкости у старших дошкольников в подвижных играхТема: «Развитие быстроты и ловкости у старших дошкольников в подвижных играх» Ловкость занимает значительное место в управлении многими движениями. В играх, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление быстроты реакции и ловкости. На протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения, которые нужно укреплять и совершенствовать. Одним из таких средств являются подвижные игры. Сами по себе они еще не гарантируют развитие физических качеств, поэтому важно их правильно планировать, систематически проводить в разных видах деятельности и включать элемент новизны в те движения, которыми дети уже владеют. Например, в бег по прямой можно включить поворот кругом по сигналу, увеличить количество водящих в игре, добавить остановку по сигналу и взаимодействие детей в паре. Ловкость также улучшается, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения. Специалисты в области физической культуры Э.Я. Степаненкова, М.М. Конторович, Л.И. Михайлова, Т.И. Осокина рекомендуют разнообразные методические приемы, повышающие проявление двигательной координации, ловкости. Э.Я. Степаненкова выделяет следующие. 1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать). Это хорошо использовать в играх-эстафетах, где развиваются и скоростные качества. 2. Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов. Это можно использовать в сюжетных подвижных играх. 3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом. Для этого подойдут подвижные игры с мячами разного размера. 4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски; катать и бросать обычный резиновый мяч или более тяжелый набивной. 5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнял, повороты, наклоны, прыжки; по 3—4 детей, держась за один большой обруч или длинным шест: поднимать его вверх, опускать, приседать с ним, наклоняться, класть на пол и брать; всей группой, держась за длинную веревку). 6. Более сложные сочетания основных движений. Можно использовать такие игры, как: «Не задень», включив бег «змейкой», обегая кубики, деревья; «С кочки на кочку», перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или’ ветки; «Пролезь в обруч» — ходить по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, поворотом, перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук; «Коршун и цыплятки» — согласованность всех детей, усложнение: включить второго коршуна или наседку и т.д. 7. Усложнение условной игры. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов, и «ловишки» выдергивают ленточки только определенного цвета; один —I синие, второй — желтые. В игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя, перед тем как ловить, должен подлезать под дугу. Перечисленные выше способы развития ловкости доступны дошкольникам. Предпочтено при выборе игры следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу. Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. С этой целью используются игры, в которых приходится прикладывать усилие, чтобы сохранить равновесие. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а, напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение. Игры на развитие и совершенствование ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания. Их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как: «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча». Важное значение имеют отбор содержания и планирование игр на развитие ловкости. Раскроем главные требования: — разнообразие игр по сюжету по двигательному содержанию, по степени двигательной активности детей в игре; — включение игр, предусматривающих использование разнообразного оборудования и атрибутов, в том числе и нетрадиционного, например кубиков для йоги, мягких модулей, природного материала (морские камешки, шишки, косточки авокадо, каштаны, желуди); — преемственная связь двигательного содержания игр с задачами занятия; — наличие вариантов усложнений с тем, чтобы навыки и качества могли совершенствоваться. При отборе игр необходимо опираться на возрастные особенности и двигательный опыт, уровень развития физических качеств. Следует включать в большей степени те игры, в содержании которых отрабатываются наиболее слабо развитые физические качества детей той или иной группы, как правило, это ловкость, быстрота. Нужно четко определиться, какие основные движения формируются, какие совершенствуются в данной возрастной группе, учесть возрастные особенности и планировать игры в соответствии с программным содержанием занятий по физической культуре. Планируя игры, обращать внимание на то, какие двигательные действия освоены детьми и в какой степени. Так новые движения, изученные на занятии, закрепляются в играх в повседневной деятельности, а движения, находящиеся на этапе закрепления, отрабатываются в играх-эстафетах (пример планирования дан в приложении). Например, на занятии детей обучают ползанию по скамье или подлезанию под скамью, что способствует развитию силы, ловкости, значит, педагог планирует игру, где используются различные виды ползания, подлезания, тем самым упражняя детей в новом движении. Позднее эти движения будут совершенствоваться в играх-эстафетах. Важно, чтобы в план были включены игры разной степени подвижности. Комплекс подвижных игр и эстафет составляется таким образом, что подвижные игры на каждой неделе развивают преимущественно какое- либо качество. Он включает в себя принцип систематичности подбора игр, в который входят взаимосвязь знаний, умений и навыков детей, регулярность, планомерность, непрерывность в процессе игровой деятельности. Все игры подбираются с учетом индивидуальных возможностей детей, которые были получены путем диагностирования их физических качеств, определения группы здоровья. Эстафеты и подвижные игры планируются как на занятиях, так и вне занятий для закрепления и совершенствования движений и физических качеств, причем не только быстроты и ловкости. Содержание игр-эстафет зависит: — от возрастных особенностей и уровня подготовки играющих; — размеров зала, площадки; — времени года; — наличия необходимого физкультурного оборудования. Если не учитывать все требования к подбору и планированию игр и эстафет, добиться положительного эффекта довольно сложно. Сколь много не проводилось бы подвижных игр, но если отсутствуют система и преемственная связь, сформированные навыки и качества быстро утрачиваются, при этом обеспечивается только потребность ребенка в движении и приобретается однообразный двигательный опыт. Весь игровой материал должен быть распределен в определенной последовательности, с учетом сложности движений и индивидуальных физических качеств детей. За основу взяли то объем подвижных игр, который рекомендован основной образовательной программой и дополнен самостоятельно разработанными играми. Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы группы: общего уровня физического и умственного развития детей, двигательных умений каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей и т.п. Для повышения интереса детей к играм можно включать и тематические досуги, посвященные разным видам спорта, Олимпиаде, использовать музыкальное сопровождение на занятии, чтобы поддерживать положительные эмоции и дополнительный интерес. Досуги на основе подвижных игр в старшем дошкольном возрасте должны быть направлены на поэтапное развитие двигательных качеств и преимущественно быстроты и ловкости. На протяжении всего процесса обучения в группе должны создаваться условия для игровых действий. Во время проведения подвижных игр важно поддерживать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие. Как бы хорошо ни спланированы были игры, без умелого руководства со стороны педагога положительный результат невозможен. Поэтому немаловажное значение имеют и методы руководства игрой. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий, спортсменов, просматривает слайды, видео, проводит познавательные беседы. Значительное внимание уделяется подготовке атрибутов игры: изготовлению их вместе с детьми или в их присутствии. Игра может быть проведена со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение нескольких минут. В ходе ее объяснения ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, объясняются и показываются основные виды движений, указывается местоположение играющих, им раздаются игровые атрибуты с использованием пространственной терминологии. Воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Кроме того, для формирования мотивации детям говорится о том, какое физическое качество развивает у них эта игра. Сюжет игры обусловливает действия детей. Если в младших группах дети отражают в играх простейшие сюжетные ситуации: летают, как бабочки, птички, скачут, как лошадки, прыгают, как зайчики, то в старшем возрасте дети воспроизводят более сложные жизненные явления, связанные со сказочным сюжетом, героями или профессиями. Часто игры на развитие ловкости, как и другие, предполагают бег с увертыванием и потому часто бывают сюжетными, сопровождаются текстом, например: «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Два Мороза», «Космонавты», «Хитрая лиса» и др. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами. К бессюжетным относятся игры, в которых нет образов, но налицо игровые задания, правила и взаимодействие всех участников: «Ловишки», «Перебежки», «Пятнашки» и др. Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей. Водящего педагог может назначить сам, выбрать с помощью считалки, предложить детям самим выбрать водящего. Затем попросить объяснить, почему они выбрали именно этого ребенка; он может взять ведущую роль на себя, или же выбрать того, кто желает быть водящим. При распределении ролей воспитатель также учитывает степень сформированности тех или иных качеств. В ходе игры педагог следит за выполнением правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре. Поскольку физические качества нуждаются в постоянной тренировке, а без постоянного усложнения задачи навык легко утрачивается, воспитатель большое внимание уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, психофизические качества ребенка. Педагог подбирает игры разной степени сложности, постепенно усложняет правила, повышает требования к исполнению, интонационно маркирует интервал подачи сигнала. Также воспитатель может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать несколько водящих; включить правила, требующие совершенствования физических качеств детей. Примеры подвижных игр на развитие быстроты и ловкости с усложнениями
«Кто скорее добежит до флажка» 5—6 детей встают на одной / стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 12—15 м) на скамейках (стульях) Г лежат флажки. По сигналу «Раз, два, три — беги!» дети бегут к флажкам и поднимают их. Отмечается тот, кто сделал это первым. Затем ребята идут на место, выходят следующие 4—5 детей. Усложнение: в игру включить преодоление препятствий — подлезть под веревку, пролезть в обруч, пройти по скамейке. В процессе игры физическая нагрузка часто изменялась. Учитывая то, что перевозбуждение является признаком нагрузки как в физическом, так и в психическом плане, мы обращали внимание на структуру проведения игр, которая вместе с их правилами рассматривалась нами как целесообразное чередование активных действий с отдыхом. «Хитрая лиса» В процессе игры упражнять детей в быстром беге, лазанье, спрыгивании; развивать наблюдательность, выносливость. Дети становятся в круг, руки за спиной. Водящий, идя по кругу, незаметно кладет в руки ребенка игрушку лисички. По сигналу «Хитрая лиса, где ты?» (дети произносят 3 раза) лиса (ребенок с игрушкой) вбегает в круг и говорит: «Я здесь!» После этих слов дети разбегаются, а лиса ловит их. По сигналу воспитателя «Раз, два, три — в круг быстрей беги!» дети становятся в круг. Игра повторяется. (Убегая от лисы, дети могут залезать на гимнастическую лестницу, скамейку.) Усложнение: дети закрывают глаза, а водящий, идя по кругу, дотрагивается рукой до ребенка, который и будет «хитрой лисой». Правила: лиса выбегает в круг только после третьего вопроса и начинает ловить после слов: «Я здесь!» Играющий, до которого дотронулись, считается пойманным. Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип выступает основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при проведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе. «Кто быстрее?», «Кто выше?», «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?» — эти игры можно провести с усложнениями, например: кто быстрее пролезет через предметы, или донесет, не уронив предмет, кто выше прыгнет, чем высота предмета, или кто скорее пролезет через обруч к флажку, преодолевая препятствия «через ручек», дотронется до предмета. Игры с элементами соревнования используются для закрепления и совершенствования двигательных навыков и физических качеств. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, условия соревнования, выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное их выполнение. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию. Этапы организации подвижных игр на развитие ловкости определяются следующим алгоритмом: — формирование базы определенных физических качеств и движений (в данном случае ловкости и быстроты) на основе разработанных комплексов подвижных игр с учетом программных требований иподбора к каждой подвижной игре речевого и двигательного материала; — построение системы подвижных игр на ловкость с учетом сложности движений и физических возможностей детей ипринципа последовательности; — применение вариантов игр, где за основу берется тот объем подвижных игр, который рекомендован программой, но может быть существенно дополнен за счет народных игр данной местности или края, самостоятельно придуманных детьми и взрослыми, комбинации знакомых игр; — использование атрибутов (шапочки, маски, костюмы), которые бы решали задачи формирования мотивации к деятельности. В результате применения подвижных игр на развитие ловкости и быстроты у детей старшего дошкольного возраста может существенно повыситься уровень развития данных качеств при условии, если: — подвижные игры будут разнообразны и включать движения на развитие разных видов ловкости и варианты усложнений; - последовательно спланированы в комплексе с другими видами игр и закреплены в разных видах двигательной деятельности: на физкультурных занятиях, гимнастике игрового характера, динамических паузах и играх на прогулках, досуговой деятельности; - методы руководства подвижными играми на развитие ловкости будут способствовать стимулированию двигательной деятельности, учитывать индивидуальные особенности детей, их двигательный опыт, состояние здоровья, заинтересованность и др. Широкое использование подвижных игр оказывает влияния как на уровень овладения двигательными умениями, так и повышает степень – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, позволяет добиться более гармоничного физического развития детей. Хочется, надеется, что опыт проведенной работы и вышеперечисленные рекомендации будут с успехом использованы специалистами дошкольных образовательных организаций для развития и совершенствования ловкости у дошкольников, а значит и для сохранения и укрепления их физического здоровья. Литература: Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М., 2001. Тохтарова Э.Э. Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: Материалы VI Междунар. научной конференции (г. Казань, май 2017). 25 ноября 2022 в 19:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.