Инструктор по физической культуре Шамардина Елена Николаевна
Почему ребенку нужна игра
24 мая [пт]
Родительское собрание. «ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?» Цель: • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; • заинтересовать проблемой; • приобщить к игре ребенка в условиях семьи. Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об игре, и что она дает детям. Радиостанция «Малышок»: В какие игры играет ваш ребенок дома? Прослушиваются ответы детей. Игра для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетноролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра — потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. Ситуация для анализа В группе дети играют. Новенький, мальчик четырех лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни кормят кукол, другие играют в машинки. — Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? — обращается к ребенку воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: — Не-е-е....Я их сейчас расстреляю! Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих. — За что же ты их хочешь расстрелять? — снова обращается к мальчику педагог. — А так, ни за что... Я разбойник! ( В голосе недружелюбные нотки). — Ему бы только стрелять да в войну играть, — жалуется мать воспитателю. — А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например... — А зачем? — недоумевает женщина. — Пусть играет во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение! Вопросы: • Какое значение, по вашему мнению, имеет в нравственном становлении личности та роль, которую взял на себя ребенок? • Понаблюдайте за играми вашего ребенка: какое содержание преобладает в них? • В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка? В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Ребенку для игры необходимы время и игровое пространство. Игровое пространство — это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Ситуация для анализа Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью: — Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила: — Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается. — И пить вино — это плохо, — добавляет Женя. — Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает... — убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: — Вот сколько бутылок вина я вам принесу! Вопросы: • Какие чувства вызывает у вас эта ситуация? • Почему, по вашему мнению, она сложилась? Ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. Вопрос: • Наблюдали ли вы такие проявления игры у своего ребенка? К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным — так ребенок присваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей. Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность. Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я — доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится стихотворение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характер, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка. Принять на себя роль — значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей. Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех-четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания. С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек. Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» Действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком 15-20 минут в день. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время. Если ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого? Причина заключаются в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому. Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми. Памятка для родителей с советами по проведению игр.
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко. Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре. Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальные занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры. Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры, затеи. Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось». |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.